Отправлено 13 Август 2012 - 13:43

Мессир Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивая всевозможные
шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению - они просто-напросто выворачивют наизнанку людские пороки и слабости.
Свиту Воланда составляли три «главных шута» – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?
Итак, Азазелло:
Азазелло — литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - "демон безводной пустыни, демон-убийца", как о нем пишет сам Булгаков.
Исполнитель роли Азазелло Александр Филиппенко. "Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий."(гл. 7)

Однако в романе представлен и его истинный облик:
"Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца." (гл. 32)


Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога.
Старинная гравюра с демоном Азазелем
И Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" - раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. В конце концов он был привязан, по повелению Бога, к пустынной скале.

В книге Еноха, согласно переводу И.Я. Порфирьева, Господь говорит архангелу Рафаилу:
«Свяжи Азазиэля и брось его во тьму и заключи (прогони) в пустыню». В данном случае Азазел уподоблен козлу отпущения из канонической ветхозаветной книги Левит. Там Азазел — козел отпущения, принимающий все грехи иудейского народа и ежегодно прогоняемый в пустыню. У И. Я. Порфирьева приводится и славянский ветхозаветный апокриф об Аврааме, где говорится, что
«явился диавол Азазил, в образе нечистой птицы, и стал искушать Авраама: что тебе, Авраам, на высотах святых, в них же не едят, не пьют; несть в них пища человеча, вси си огнем поядают и покаляют тя».

Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду.

