Добровольная пожарная охрана в России
Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В 1897 году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины».
К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ – 952, городских добровольных пожарных дружин – 1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин – 960, других пожарных организаций - 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тыс. человек.
В XIX в. пожарные команды России, в соответствии с их устройством, способом содержания и другими особенностями, подразделялись на: «постоянные» - команды, готовые сразу выехать к месту пожара, и на «вольные» (добровольные) - те, члены которой собирались только в случае пожара, имея у себя лишь противопожарный инвентарь, в виде так называемого пожарного обоза.
Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
Команды могут подразделяться на разряды:
первой - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении); второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства; третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
России существует Всероссийское добровольное пожарное общество, под эгидой которого создано свыше 300 противопожарных формирований.
В начале 2009 года МЧС России выступило с предложением о подготовке закона «О добровольной пожарной охране». Разработанный министерством законопроект устанавливает отношения между обществом и государством, а также гражданами России в вопросе организации добровольных общественных объединений по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на территории России. О льготах для добровольных пожарных, финансировании добровольной пожарной дружины и многих других вопросах рассказывает директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Михаил Верзилин.
В Южном Федеральном округе на данный момент создано 1954 общественных учреждений общей численностью 19075 человек.
Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Будущее добровольной пожарной охраны
Создание добровольной пожарной охраны в России завершится в 2012-2013 годах Уже сегодня в России насчитывается более 148 тысяч добровольных пожарных, на оснащении которых находится свыше 13 тысяч единиц техники В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. "В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни. Сегодня это надо восстанавливать"
Марка с добровольными немецкими пожарными
Профессиональные пожарные службы есть только в крупных городах ФРГ. В деревнях и небольших населенных пунктах существует добровольная пожарная охрана, которая также занимается тушением лесных пожаров. Добровольные пожарные получают поддержку от государства. Их снабжают техникой и пожарно-техническим вооружением. Работа добровольных пожарных не оплачивается[11].
[править] Проблемы пожарного добровольчества в России
Статистика неприкрытых пожарной охраной сельских населенных пунктов (число которых по разным оценкам колеблется от 30 до 40 тысяч), а самое главное ощутимая доля пожаров и числа погибших людей в таких поселениях, подчеркивают особую значимость и актуальность для страны вопросов развития добровольной пожарной охраны, широкого вовлечения в деятельность по борьбе с пожарами общественности и населения, что немаловажно и в настоящей экономической ситуации для страны.[источник не указан 401 день]
Решить проблему только путем создания государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ нереально. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. Да и с точки зрения экономической целесообразности, при нехватке трудовых ресурсов в Российской глубинке со стареющим населением, это выглядело бы еще и абсурдно. Остается один верный и отработанный веками, как в дореволюционной России, так и в странах Запада путь - это пожарное добровольчество. [источник не указан 401 день]
1. Опыт создания ДПО в зарубежных странах Что же такое пожарное волонтерство за рубежом? Показателен ниже приведенный зарубежный опыт.
Швеция Добровольная пожарная охрана составляет более 80% численности пожарной охраны страны
США Численность добровольной пожарной охраны в 5 раз превышает профессиональную пожарную охрану
Бельгия Почти вся пожарная охрана состоит из добровольных пожарных
Австрия ДПО создают, обеспечивают и финансируют муниципалитеты. Численность ДПО на порядок выше профессионалов.
Франция ДПО составляет 90% численности пожарных организаций
Германия 70% пожарных сил страны составляют добровольцы
Ирландия Только столица имеет профессиональную пожарную охрану, остальная территория прикрыта смешанными формированиями – добровольцев и профессионалов. [источник не указан 401 день]
Добровольная пожарная охрана за рубежом весьма многолика и неоднородна, имеет различные исторические корни, национальные особенности и традиции. Вместе с тем, во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофессионалов) в борьбе с пожарами. В отличие от расхожего мнения, что добровольно - это значит бесплатно, в большинстве европейских стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или частичной оплаты труда) руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики). Деятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повременной оплатой труда за работы по тушению пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Следует отметить, что практически во всех странах Европы очень широко применяется моральное стимулирование добровольных пожарных в виде наград, знаков отличия, общественной благодарности. Важной особенностью ДПО европейских стран является то, что она входит в общественные объединения (союзы, ассоциации и т. п.), а профессия пожарного добровольца является престижной и уважаемой. [источник не указан 401 день]
2. Проблемы пожарного добровольчества России В настоящее время привлечение граждан в качестве пожарных волонтеров действующим российским законодательством не только не стимулируется, но и в ряде случаев делает это весьма проблематичным и неподъемным с точки зрения финансового обеспечения.[источник не указан 401 день]
Основным законодательным актом в сфере пожарного добровольчества является 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором содержится статья 13 «Добровольная пожарная охрана». Справочно: СТАТЬЯ 13. Добровольная пожарная охраны Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В законе лишь сказано, что ДПО - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а добровольный пожарный – это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Закон абсолютно не отвечает на вопрос кто и как создает ДПО, кто финансирует ее деятельность, какова социальная защита и гарантии пожарным добровольцам. Более того, в абзаце третьем статьи 13 ФЗ-69 сказано, что участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ. А согласно ст.17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Справочно: СТАТЬЯ 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
Это при том, что при пожаре пожарный доброволец отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующей специальных знаний и навыков работы. Кроме того, привлечение граждан к выполнению социально значимых работ может быть только на безвозмездной основе, не чаще одного раза в квартал и в свободное от основной работы и учебы время. Статус добровольного пожарного, его социальная и страховая защита не определены, деятельность по предотвращению и тушению пожаров не отнесена к общественно полезной и благотворительной деятельности и не имеет правового механизма. Ключевым вопросом является отсутствие стимулов для граждан и реальной поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны со стороны государства, хотя в Российском законодательстве есть упоминание о государственной поддержке деятельности общественных объединений. [источник не указан 401 день] Так, согласно ст.17 ФЗ-82 «Об общественных объединениях» государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ, участия в реализации программ и в виде государственных грантов и т. д. Справочно: СТАТЬЯ 17. Государство и общественные объединения Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Но в реальной действительности этого нет, а запись о государственной поддержке в законе – это всего лишь декларация. Никакие налоговые льготы и преимущества для добровольной пожарной охраны законодательством не предусмотрены, отчисления на решение общественно полезных и социально значимых задач в сфере пожарной безопасности осуществляются, исключительно за счет чистой прибыли.[источник не указан 401 день] Есть еще очень существенная неувязка в действующем законодательстве. В положениях Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится неравенство полномочий органов местного самоуправления в части реализации первичных мер пожарной безопасности. Почему-то органы местного самоуправления муниципального района указанными полномочиями не наделены, хотя основные финансовые и административные ресурсы находятся в их ведении, что приводит к абсурдной ситуации, при которой муниципалитеты поселений вынуждены, чтобы соблюсти закон передавать решение задачи в области пожарной безопасности в компетенцию администрации района. Кстати, это противоречит требованиям закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которого финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности является расходным обязательством всех без исключения муниципальных образований. Эти и ряд других проблем законодательного плана являются значимым тормозом развития добровольчества и благотворительности в стране. Государство не в состоянии защитить сельских жителей от пожаров в силу объективных причин, и одновременно не создает предпосылки для того, чтобы само население и общественность решили бы эту проблему.[источник не указан 401 день]
N 69-ФЗ О пожарной безопасности Статья 13. Добровольная пожарная охрана
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ История пожарной охраны Карелии http://www. mchs. gov. ru/lawDisc/el. php? EID=49656 Интервью с директором Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Михаилом Верзилиным.
Приказ МВД РФ от 2 апреля 2001 г. N 390 "О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" N 69-ФЗ О пожарной безопасности Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности
Добровольная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана города Лобня Силы и средства Главного управления МЧС России по Иркутской области Добровольной пожарной дружине - государственная поддержка//Российская газета 2 сентября 2009 г Как борются с лесными пожарами в Германии
Из истории пожарной охраны
За многовековую историю борьбы с огнем были испробованы, наверное, все законодательные меры воздействия на людей с целью предотвращения пожаров.
Турецкий султан Мурад I и английский король Эдуард VI грозили нарушителям тогдашних правил пожарной безопасности смертной казнью. Нещадно били их кнутами на Руси по повелениям Бориса Годунова и Петра I. Папа римский Иоанн XXIII в одной из энциклик пригрозил виновникам пожаров отлучением от церкви. И какие только кары не призывали на головы людей, виновных в пожарах.